Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка

Россия, Санкт-Петербург

 

ГОУ средняя школа №160

 

школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / администрация /английский язык /учителя / учащиеся /в начало

ПОРТФОЛИО

Портфель индивидуальных образовательных достижений учащихся. Структура и типы портфолио. Работа с портфолио на разных этапах образовательного процесса.

выступление на семинаре для директоров и завучей школ

"Современные технологии оценки деятельности учащихся в ОУ"

(ноябрь 2005г.)

 

учитель английского языка

Ротаренко Ольга Александровна

 

Последнее время большое внимание уделяется поискам новых форм проверки и оценивания достижений учащихся и уровня их подготовленности. Очевидно, что стандартная процедура экзамена, как и различные формы тестирования, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по результатам тестирования судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одарённости. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более развёрнутую и точную картину достижений ученика. Создание индивидуального портфеля образовательных достижений учащегося и призвано решить эту задачу – представить автора портфолио, показать его достижения в заявленной области, отмечая его индивидуальные особенности, склонности и дарования. Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ и официальных документов, целью которой является демонстрация достижений учащегося.

Портфолио позволяет:

    1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося в ходе образовательного процесса вне связи с достижениями других учеников;
    2. Оценить его достижения и дополнить результаты других форм контроля.

Портфолио может включать в себя:

•  Результаты проведения итоговых и контрольных работ или сами работы;

•  Результаты групповых работ;

•  Письменные творческие работы;

•  Домашние работы;

•  Аудио- и видеоматериалы;

•  Грамоты, справки, сертификаты и другие знаки определения достижений учащегося.

Как правило, традиционный портфолио включает следующие разделы:

•  Автопортрет (т.е. представление себя);

•  Информационные ресурсы (материалы, используемые автором для создания портфолио);

•  Рабочие материалы (созданные самим автором);

•  Достижения (работы, которые по мнению автора демонстрируют его успехи, а также пояснения, почему именно эти работы им отобраны).

Таким образом, портфолио не только представляет своего автора и его достижения, а должен сам помочь в выборе дальнейшего направления в развития способностей и образовании.

Сегодня в мире существует опыт использования формы портфолио в различных сферах. В сфере образования эта форма используется как для оценивания достижений учащегося, так и для усовершенствования и индивидуализации процесса обучения. В России с 1998 года проходит апробация проекта «Языковой портфель России». В ходе проекта создан «Европейский языковой портфель России», который позволяет проанализировать, определить и показать уровень владения иностранными языками, а также сопоставить его с европейскими нормами оценки. Система определения собственного уровня владения иностранным языком, представленная здесь, иллюстрирует ещё одно достоинство портфолио как формы работы – развитие умения самооценивания у учащихся. В некоторых странах различные модели портфолио используются для выпускных проектов учащихся. Работа над выбранной темой ведётся в течение определённого времени, собирается материал, создаются творческие работы, ведётся исследовательская и аналитическая деятельность. Итоговый продукт оформляется в виде портфолио, который включает все материалы по разработке проекта и личные комментарии, отзывы автора проекта о процессе работы, свои впечатления. Презентация портфолио, проходит перед Проектным комитетом. Выпускник имеет возможность ответить на вопросы, пояснить и отстоять свои взгляды, продемонстрировав в ходе дискуссии свои коммуникативные навыки. Эта форма требует создания целой системы для подготовки, осуществления, защиты и оценивания проектов, но позволяет продемонстрировать разнообразные практические навыки учащихся и уровень владения материалом.

В нашей образовательной системе предполагается использовать портфель индивидуальных образовательных достижений учащихся в ходе предпрофильной подготовки как один из способов создания единых условий при поступлении в 10-е классы образовательных учреждений.

Данный портфель включает в себя материалы по трём разделам:

    1. Официальные документы;
    2. Курсы по выбору, проекты, творческие работы и социальная практика;
    3. Отзывы и рекомендации.

Материалы для портфолио отбираются учащимися. Заключительный раздел портфолио включает автобиографию автора портфолио, описание жизненных планов, резюме и другие виды самоанализа школьника. Эти материалы отражают личностный характер портфолио и позволяют узнать видение учащимися себя в мире.

Заключительный этап в работе с портфолио – это сводная итоговая ведомость, в которой выставляются баллы по двум первым разделам портфеля. Система оценивания разработана и прилагается к документу.

Конечно, для успешного освоения этой новой формы оценивания достижений учащихся нужно создать определённые условия, разработать систему работы над портфолио, представления и оценки. Но различные типы портфолио широко применяются на разных ступенях образования, а также потребуются сегодняшним школьникам в дальнейшей деятельности, поэтому задача школы познакомить учеников с этими видами работы.

Сбор материала по теме, оценка, творческая деятельность, презентация продукта исследовательской и творческой деятельности при изучении тех или иных дисциплин не является чем-то неизвестным. Многие учителя используют работу с различными типами портфолио на своих уроках и во внеурочной деятельности. Они дают возможность учащимся овладеть такими навыками, как планирование своей деятельности, оценка и самооценка достижений, анализ ошибок и недочётов, отстаивание своих позиций и т.д.

Существует несколько классификаций портфолио в зависимости от целей и задач их создания.

Сегодняшние ученики готовы к использованию этих форм, т.к. в ходе работы они становятся главными действующими лицами процесса.

Вот несколько примеров работы учащихся школы с использованием различных типов портфолио.

Этапы работы:

•  Сбор материала

•  Распределение работы между членами группы

•  Обработка собранного материала

•  Оформление

Этапы работы:

•  Сбор материала по теме

•  Отражение своего отношения к теме

Представленные здесь примеры, а также те, которые есть и в опыте работы других учителей, наглядно показывают, что сегодня метод портфолио востребован и открывает широкие возможности для творческой деятельности и учеников, и их преподавателей. И очень важно, что использование этого вида работы позволяет вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего образования, самообразования и успешной деятельности.

 

Hosted by uCoz