|
ГОУ средняя школа №160 |
администрация / родителям будущих первоклассников / английский язык /учителя / учащиеся / в начало |
25 мая 2009 года школа получила статус опытно-экспериментальной площадки по теме:
"Формирование открытого образовательного пространства школы с ориентацией на саморазвитие субъектов образовательного процесса в среде российского мегаполиса"
Актуальность заявленного направления и его значимость для развития района
Основное содержание осуществляемой педагогической работы состоит в создании педагогических условий для формирования открытого образовательного пространства школы, как динамической системы, ориентированной на саморазвитие субъектов образовательного процесса в социокультурной среде Санкт-Петербурга, рассматриваемого как мегаполис мирового значения, лидер процессов российской модернизации XXI века (наряду с Москвой как официальной столицей). Формирование такого открытого образовательного пространства в ценностно-ориентированной и развивающейся на основе инновационных процессов социокультурной среде должно способствовать единству учебного и воспитательного процессов. Это должно обеспечивать эффективное решение наиболее актуальных задач образовательной системы – получение гражданами доступного и качественного образования, а также совмещение гражданско-патриотического воспитания учащихся и интеграции в европейское образовательное пространство, при специфике школы, связанном с углубленным изучением английского языка . Для района и города значимость работы заключается также в возможности использования конечного «продукта» эксперимента - программ в области межкультурного взаимодействия и страноведения - другими школами с углублённым изучением иностранных языков.
Цели деятельности-
Создание педагогических условий для формирования открытого образовательного пространства школы, как динамической системы, ориентированной на саморазвитие субъектов образовательного процесса в социокультурной среде Санкт-Петербурга и интеграцию в европейское образовательное пространство
Создание системы педагогической работы по страноведению и межкультурному взаимодействию в рамках межпредметных связей общеобразовательных дисциплин.
Задачи деятельности:
Обеспечение качества образования, соответствующего современным стандартам с помощью совершенствования содержания и технологий образования, перехода на европейский стандарт оценки качества знаний (компетентностно-ориентированное обучение)
Создание единого социокультурного пространства для развития концепции обучения и воспитания в диалоге культур на основе оптимального сочетания российского и европейского стандартов образования - организация международного образовательного Центра на базе школы
Повышение эффективности управления школой в условиях открытого культурнообразовательного пространства школы;
Совершенствование взаимодействия школы с социальной средой, оптимальное использование научного и культурного потенциала Санкт-Петербурга, России, Европы, мира, в том числе на основе применения информационных технологий
Создание оптимальных педагогических условий для воспитания высоконравственного поколения, толерантного к другим народам и культурам.
Обеспечение более широких возможностей для профессиональной ориентации учащихся. Разработка программ спецкурсов, элективных курсов, факультативов по тематике английского страноведения в рамках общеобразовательных предметов.
Формирование у учащихся включенности в социокультурную среду Санкт-Петербурга, самосознания носителя петербургской культуры, находящегося в ситуации поликультурного диалога современной мировой цивилизации. Расширение социо- и межкультурной компетенции учащихся, поднимающей их общекультурный уровень.
Гражданско-патриотическое воспитание в единстве с воспитанием толерантности
Направление творческого потенциала членов педагогического коллектива на создание методических разработок и программ по теме эксперимента, значимых в рамках района и города.
Организация обменом опыта работы по эксперименту в рамках района и города.
Привлечение дополнительных источников финансирования
Теоретические основы (нормативно-теоретическая база, библиография)
Федеральный закон “Об образовании” с изменениями и дополнениями от 13 января 1996 года N12-ФЗ и 8 августа 2004 г .
Федеральная целевая программа развития образования на период до 2010 года.
Конвенция о правах ребёнка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г .
Концепция профильного обучения.
Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 4.10.2000 г.
«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004 г .
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002)
Концепция развития Петербургской образовательной системы «Петербургская школа 2005-2010г.г.»
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001
Выбор в современной школе / Под ред А.П.Тряпициной. - СПб, 2002
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999
Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.,1997
Содержание деятельности
Изучение содержания нормативно-правовых документов по теме эксперимента всеми педагогами школы.
Определение разделов и тем, связанных с английским страноведением, в рамках всех общеобразовательных предметов.
Изучение литературы по английскому страноведению в рамках разделов и тем всех общеобразовательных предметов
Разработка факультативных и элективных курсов по тематике эксперимента.
Разработка программ предпрофильных и профильных предметов и курсов по тематике эксперимента.
Усовершенствование имеющихся в школе программ по предпрофильным предметам по тематике эксперимента.
7. Утверждение созданных в ходе эксперимента программ на районном и городском
уровнях .8. Апробация созданных программ по тематике эксперимента.
Проведение в школе районных и городских семинаров по обмену опытом работы в рамках тематики эксперимента.
Создание «банка» программ по тематике эксперимента.
Издание программ по тематике эксперимента в районном и городском методических сборниках.
Этапы реализации (по годам)
I этап. Аналитико-подготовительный
срок: май 2009 – октябрь 2009
Задачи ОЭР:
- системное осмысление педагогического опыта в контексте современных задач образования;
- анализ современной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность инновациого образовательного учреждения в статусе ОЭР;
- осуществление организационной подготовки школы № 160 к ведению нового этапа ОЭР%
II этап. Поисково-преобразующий
срок: ноябрь 2009 - май 2010
Задачи ОЭР
- уточнить цели и задачи всех видов деятельности школы № 160 в соответствии с целями и задачами ОЭР;
скорректировать содержание образовательного процесса в соответствии с ОЭР;
- Организация работы методических групп по реализации ОЭР
- коррекция отношений между субъектами образовательного процесса в соответствии с целями и задачами ОЭР
- Формирование открытой образовательной системы школы в соответствии с целями и задачами ОЭР
III этап. Реализация экспериментальной модели
срок: май 2010 - декабрь 2011
Задачи ОЭР:
- проанализировать и обобщить результаты I и II этапов ОЭР;
окончательная разработка и апробация всех элементов модели ОЭР;
анализ и коррекция итогов III этапа ОЭР.
IV этап. Итогово-обобщающий
срок: январь 2012 - май 2012 года
Задачи ОЭР:
завершение спланированных работ по ОЭР
формирование механизма внедрения разработанной модели образовательного процесса в образовательных учреждениях различных уровней.
представление результатов ОЭР в публикациях и на семинарах (конференциях).
подведение итогов и окончательная коррекция
Прогнозируемые результаты:
Формирование у учащихся межкультурной компетенции в условиях школы с углублённым изучением английского языка
Создание оптимальных педагогических условий для воспитания высоконравственного поколения, толерантного к другим народам и культурам.
Повышение социальной готовности учащихся к восприятию культур других
народов. Выработка у учащихся нравственных установок на основе принятых в условиях мультикультуризации норм цивилизованного сознания и поведения .
Повышение мотивации к изучению английского языка и к изучению общеобразовательных предметов для получения знаний, актуальных для профессиональной ориентации и участия в общественной жизни .
Развитие гражданского сознания, расширение политического и страноведческого кругозора учащихся.
Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии, возможному обучению за рубежом и профессиональной деятельности в рамках различных форм международного сотрудничества.
Расширение социальных партнерских отношений с российскими и международными учреждениями образования и культуры, а также с другими некоммерческими и государственными организациями.
Конечный результат эксперимента:
По окончании работ планируется: проведение ряда семинаров и выпуск комплекта программно-методического обеспечения по теме эксперимента на электронных носителях.
Концептуальные положения и предпосылки выполнения работы
Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР
Особенности образовательной среды: позитивные результаты деятельности