Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка

Россия, Санкт-Петербург

 

ГОУ средняя школа №160

 

школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / администрация /английский язык /учителя / учащиеся /в начало

 

Домашнее задание как фактор формирования информационной,

предметно-практической и поликультурной компетентностей

Рогозина Татьяна Валерьевна,

директор НМЦ Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

Одной из задач образования на современном этапе является задача расширения образовательного пространства. Многие учащиеся говорят: «Хочу учиться, но не в школе». Образовательные учреждения, оставаясь центральным звеном системы образования, должны предоставлять ребёнку возможность расширения личного образовательного пространства. В школах воплощение этой идеи вызывает трудности. Одним из путей решения этой проблемы может быть создание системы домашних заданий, основанной на компетентностном подходе.

Ориентация на компетентностный подход предполагает новые пути структурирования содержания и организации самого учебного процесса. Понятие «компетентность» не является суммой знаний, умений и навыков. Оно включает в себя, прежде всего, способность к деятельности по решению различных задач.

Современный мир, в котором объём информации увеличивается в геометрической прогрессии, требует умения работать с информацией: находить нужное, отсекать лишнее, критически осмысливать. К сожалению, основными, источниками информации, с которыми работают ученики в школе, по-прежнему остаются учебники. Новый подход к организации самостоятельной домашней заданий может предусматривать работу с различными источниками информации. Это может быть не только Интернет, но и средства массовой информации, учреждения культуры и искусства, ежедневная жизнь ребёнка и его семьи.

Домашние задания по русскому языку, литературе, истории, географии, биологии, истории города и другим предметам могут иметь форму проектных работ и нацеливать учащихся на изучение современного города, его жителей, природы, проблем и достижений. Такие проекты носят надпредметный характер, позволяют интегрировать полученные учащимися знания и умения, открывают путь для самостоятельного планирования и реализации деятельности. При организации такого вида домашней работы открываются широкие возможности для совместной деятельности и согласовании намерений и возможностей учителей, родителей, учреждений дополнительного образования и культуры.

Домашние задания интеграционного характера могут стать одним из путей оптимизации домашней работы школьников. Получив задание, ребёнок сам выбирает время для работы, доступные для него приёмы организации деятельности и форму презентации своего проекта. Такой подход к домашней работе учеников предусматривает частичный отказ от традиционных ежеурочных заданий, как правило, репродуктивного характера, и требует оптимизации самого урока.

При переходе современного образования от идеологии долга к идеологии права в школе должны предлагаться ситуации выбора, когда ученик, руководствуясь желаниями, интересами и своими возможностями, сам берётся за работу и несёт ответственность за её выполнение. Здесь школьник может применить и свои творческие способности, и эрудицию, и умение пользоваться современными компьютерными технологиями.

Организовав в школе систему домашних заданий подобного типа, у учащихся появляется возможность формирования не только информационной, но и предметно-деятельной и поликультурной компетентностей. Освоение различных способов деятельности, прямое и опосредованное общение с людьми, знакомство с их жизнями и судьбами позволяет не только расширить образовательное пространство школьников, но и развивать толерантность.

 

Hosted by uCoz