|
ГОУ средняя школа №160 |
школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / администрация /английский язык /учителя / учащиеся /в начало |
ЧТЕНИЕ КАК ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
директор НМЦ Красногвардейского района
Рогозина Татьяна Валерьевна
Домашнее задание школьников… В течение столетия на эту тему спорили педагоги и учёные. Многие вопросы, поднятые ими, актуальны и сегодня: целесообразность домашнего задания, отбор предметов и содержания, проблема перегрузки учащихся. Обновление программ и технологий не решают поставленные выше проблемы, так как подход к домашней работе школьников остаётся неизменным. Школа, подчиняясь установленным традициям, не видит конкретного ребёнка с его желаниями, возможностями и трудностями. Существуют реальные предпосылки к тому, чтобы пересмотреть эту часть процесса обучения, пристально взглянуть на нее с трёх точек зрения: ученика, родителей и учителя.
В «Программе модернизации российской школы» анализируется, что не устраивает в современном образовании участников образовательного процесса, в том числе, и по проблемам домашнего задания. « Родителей не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходиться прибегать к помощи репетиторов (нередко из числа самих школьных учителей), дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей».
Школе есть, чем поступиться в пользу семьи. Минимизировав поле конфликтов, создаваемое проблемой выполнения домашних заданий, дети и родители смогут вернуться к семейным ценностям. Образование, безусловно, являющееся ценностью, не должно быть получено за счёт ценностей общечеловеческих: здоровья, согласия в семье, взаимопонимания поколений.
Предпринимая попытки решить вопрос о разделении предметов на обязательные и необязательные для домашней работы, можно обратиться к опыту педагогов начала ХХ века. По их мнению, домашнюю работу школьников должны составлять задания по чтению или литературе и иностранным языкам. Главным критерием отбора видов работ, предлагаемых учащимся, является невозможность их выполнения в урочное время. К таким заданиям относится чтение произведений, заучивание стихов, изучение иностранных языков.
Такая целесообразность вовсе не означает, что не стоит заниматься вопросами организации домашнего задания по литературе. Перенос изучения и усвоения литературных произведений на урок с тем, чтобы добиться целостности восприятия, возможно за счёт оптимизации урока. При таком подходе существует реальный шанс отказаться от постоянных домашних заданий по литературе в начальной и основной школе.
В связи с появлением готовых домашних заданий по всем предметам и Интернета встаёт вопрос о мнимой самостоятельности при выполнении домашнего работы. Эта проблема абсолютно не касается заданий, связанных с чтением. Здесь возможная помощь родителей не наносит никакого вреда. Наоборот, выполнение домашнего задания по чтению или литературе может стать точкой соприкосновения между поколениями. Большинство родителей озабочено, с одной стороны, трудностью нахождения общих тем для общения с ребёнком, особенно с подростком, с другой стороны, снижением интереса у детей к чтению. В этом вопросе семья и школа могли бы найти поле для совместной работы и обсудить намерения и возможности сторон.
Одним из вариантов оптимизации домашнего задания может стать отказ от ежеурочных заданий и переход к работам, выполняемым к определённому сроку. Получив задание, ребёнок сам выбирает время для работы. Задания, связанные с чтением, как нельзя лучше, подходят для реализации такого варианта «разгрузки» школьников.
При переходе современного образования от идеологии долга к идеологии права в школе и дома должны создаваться ситуации выбора. Получая домашнее задание по чтению, ребёнку должна предоставляться возможность выбора, если не автора, то произведения для чтения или заучивания. Такой подход может реализовываться и на уроках внеклассного чтения. Школа должна пропагандировать не чтение конкретных произведений в установленные сроки, а чтение как вид деятельности, доставляющий удовольствие и предлагающий ребёнку свободу – свободу выбора: что и когда читать, с какой скоростью, в какой форме говорить о прочитанном и говорить ли о нём вообще.
Школьники, работая в течение года с одним учебником по литературе, редко имеют желание обратиться к другим книгам. Домашнее чтение может предусматривать обращение к собраниям сочинений, различным сборникам, хрестоматиям, таким образом, расширяя диапазон книг, с которыми знакомится каждый школьник. Учебники в таком случае можно оставлять в классе. Использование домашней библиотеки, необходимость её расширения вновь станет актуальным. Взять в руки книжку, которую читала в детстве мама, а, может быть, и бабушка…Не в этом ли состоит путь формирования семейных ценностей и связи поколений?
Поднимая вопрос перегрузки учащихся домашними заданиями, органы управления пытаются решить вопрос установлением определённых норм. Однако важно осознавать, что кто-то обязательно выйдет за них. Чаще всего школьники избавляются от перегрузок, перестав выполнять домашнее задание. Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Речь идёт не только об индивидуализации содержания, а об учёте темповых показателей учебной деятельности ребёнка. Учителю кажется, что плохо читающему ученику нужно задавать больше, чтобы он имел возможность тренироваться. Здесь ребёнок попадает в замкнутый круг, так как объём материала для чтения ему не по силам. В обычный учебный день семикласснику при выполнении домашних заданий нужно прочитать 40-45 страниц текста. При осмысленном чтении со скоростью 60-70 слов в минуту на эту работу уйдёт 2-3 часа. Научиться давать ребёнку задание, которое одновременно является посильным, целесообразным и интересным конкретному ученику – задача каждого учителя. Опыт учёта темповых показателей деятельности ребёнка существует в одной из школ Екатеринбурга, он требует изучения и распространения.
Давайте вместе с детьми помечтаем, что учителя попытаются решить проблему домашних заданий. На что же тогда будет потрачено свободное время, чем будут заниматься школьники. Многие учителя и родители опасаются, что ребенка «будет не загнать с улицы домой», «дети обленятся», «неизвестно, какие пробудятся интересы». На вопрос: «Чем ты будешь заниматься, если уменьшится объем домашних заданий?» - отвечают семиклассники 160 школы Санкт-Петербурга. Основные занятия, указанные школьниками:
чтение
занятие языками,
походы в музей и театр
Компьютерные игры занимают 11 место, а просмотр телевизора – 17 место из 17 возможных.
Наши дети подсознательно выбирают то, к чему школа хочет приучить их насильственно. Их выбор требует доверия и уважения.
Литература: