Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка

Россия, Санкт-Петербург

 

ГОУ средняя школа №160

 

школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / администрация /английский язык /учителя / учащиеся /в начало

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО И АНИМИРОВАННЫХ ФРАГМЕНТОВ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

выступление на семинаре "Использование компьютерных технологий на уроках" для преподавателей ВСППУ(к)№2

(январь 2006г.)

 

учитель истории

Алексеева Светлана Алексеевна

 

 

В современной учебной деятельности учитель имеет массу возможностей для разнообразия. Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий. На разных предметах использование компьютера будет различным, я остановлюсь на некоторых приёмах использования видеофрагментов и компьютерной анимации на уроках истории.

В настоящее время учитель истории имеет достаточно большой выбор документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Самым сложным в использовании этих фильмов на уроках является отбор материала.

Во-первых, разнообразие преимущественно относится лишь к сюжетам ХХ века, тогда как другие исторические эпохи остаются «за кадром» видеопроизводства.

Во-вторых, каждый создатель фильма предлагает своё видение проблемы, зачастую представляя это видение истиной в конечной инстанции (Л. Парфёнов «История Российской империи»), а нельзя забывать о том, что ничего окончательно установленного в истории (и особенно в истории ХХ века!) нет.

В-третьих, если учитель, подбирающий материал, не видел фильма (например, по TV ), то он неизбежно рискует просто «выбросить» свои деньги.

Тем не менее, все эти трудности не должны останавливать.

В своём выступлении я приведу несколько примеров использования таких материалов на уроках истории в средней школе.

Итак, видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить пере собой различные цели. Это необходимо учитывать при подборке вопросов и заданий к фрагментам.

Я приведу некоторые примеры, которые наглядно докажут сказанное. Это лишь малая часть, но, думаю, она проиллюстрирует данное направление деятельности учителя.

 

1. Изучение новой темы. Видеофрагмент используется в качестве дополнительной информации.

9 класс. Новейшая история (учебник Алексашкиной Л.Н.) тема: «Международные отношения в 1920-1930-х гг.»

Раздел урока: Подписание пакта Молотова-Риббентропа.

Сначала проводится работа с учебником (стр. 119).

Вопрос: Почему СССР пошёл на подписание этого договора?

После прочтения части параграфа и ответа на этот вопрос классом, учитель предлагает посмотреть видеофрагмент: фильм «Кремль-9. Молотов: Школа выживания» (фрагмент №8 на DVD ). Перед просмотром задаётся тот же вопрос, после просмотра проводится обобщение.

 

2. Изучение новой темы. Используется анимированная карта ( CD «Энциклопедия История России 862-1917гг.») для «объяснения» нового материала.

8 класс. История России (учебник Данилов-Косулина), тема: «Отечественная война 1812г.»

После сообщения тему урока учащимся раздаются таблицы, с которыми они будут работать в течение всего урока.

Почему война России с Францией была неизбежной?

 

 

На каких направлениях стояли части русской армии?

 

 

Когда началась Отечественная война?

 

 

Оправданным ли был приказ М.Б. Барклая де Толли об отступлении армии в первые месяцы войны?

 

Когда произошло Смоленское сражение?

 

 

Почему Смоленское сражение не стало генеральным (почему русские войска оставили город)?

 

Когда главнокомандующим войсками был назначен М.И. Кутузов?

 

Почему Александр I не хотел утверждать Кутузова главнокомандующим?

 

Чем важно было сражение при Шевардине непосредственно перед Бородинской битвой?

 

Когда произошло Бородинское сражение?

 

 

Почему Бородинскую битву часто называют «пирровой победой»?

 

Где состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву?

 

Почему развернулось партизанское движение?

 

 

Кто руководил партизанским движением?

 

 

Какую роль играло партизанское движение в ходе войны?

 

 

Для чего русские войска, совершив маневр, встали именно в Тарутино?

 

Какое сражение завершило разгром армии Наполеона?

 

 

Когда произошло последнее сражение Отечественной войны?

 

Чем можно объяснить поражение Наполеона?

 

 

Учащимся предлагается прочитать вопросы. На первый вопрос отвечают сразу, записывают во вторую графу.

После этого учитель показывает видеофрагмент (анимированная карта военных действий 1812 года).

Задание: по ходу просмотра отвечать на вопросы.

После просмотра даётся время, чтобы записать ответы.

Обсуждение, запись в таблицу.

Завершается работа работой с учеником – поиск в параграфе ответов на вопросы, на которые не дал ответов фильм.

 

3. Закрепление материала. Видеофрагмент используется в качестве первоисточника.

9 класс. Новейшая история. Тема: Тоталитаризм и культура

Раздел урока: часть урока, посвящённая киноискусству.

Используется фрагмент фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» (завершающий фрагмент фильма – речь А. Гитлера). Перед просмотром проводится беседа о положении искусства в тоталитарном обществе, небольшое сообщение о Л. Рифеншталь и фильме «Триумф воли». Перед просмотром раздаются карточки с вопросами, на которые нужно ответить после просмотра фрагмента:

    1. Как киноискусство использовалось для достижения нацистских целей (распространение нацизма и пр.)?

    2. Каким образом (при помощи чего) Гитлер воздействовал на аудиторию?

    3. На какую аудиторию (на какой контингент граждан) можно воздействовать таким образом?

    4. Что в речи Гитлера указывает на идеологию угнетения и уничтожения личности человека?

    5. Как можно охарактеризовать тех, кто находится в зале и слушает Гитлера?

    6. В чём Гитлер, к сожалению, не ошибся?

После просмотра – запись ответов и обсуждение.

 

4. Обобщение материала. Видеофрагмент используется в качестве дополнительного (в большей степени эмоционального) материала.

9 класс. Новейшая история. Тема: Вторая мировая война. Преступления против человечества.

Видеофрагменты используются на завершающем этапе урока.

Перед просмотром двух видеофрагментов: 1) д/ф. «Дикий Восток», фр. 2-3 на DVD , 2) д/ф «Дорога в Треблинку», фр. 9-11 на DVD ; даётся задание:

На уроке обсуждается лишь первое задание, второе задание остаётся для доработки дома и обсуждается на следующем уроке.

 

5. Изучение нового материала. Используется анимированная карта ( CD «Энциклопедия История России 862-1917гг.») для «объяснения» нового материала.

6 класс. История России (уч. Данилов-Косулина). Тема: «Александр Невский»

Раздел урока: Ледовое побоище.

Перед просмотром задаётся вопрос: благодаря чему Александр Невский сумел одержать победу?

После этого учитель показывает видеофрагмент (анимированная карта битвы на Чудском озере 5.04.1242г.).

Обсуждение.

Примечание: по новой программе данный фрагмент можно использовать в 10 классе в теме «Русь между Востоком и Западом», естественно добавив заданий к фрагменту.

 

Таков краткий обзор возможного использования видеоматериалов на уроках истории.

Необходимо отметить также, что, если учитель имеет возможность проводить уроки в компьютерном классе, то можно использовать и интерактивные учебные пособия, которые сейчас подготовлены для 5 класса (Древний мир) и для 9-го (История России ХХ век), помимо специальных приложений к учебникам, есть интерактивные пособия по разным темам (например, «Мировая художественная культура»).

Успех в данном виде деятельности зависит от желания учителя, возможностей школы и массы затраченного на подготовку урока времени.

 

Hosted by uCoz