Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка

Россия, Санкт-Петербург

 

ГОУ средняя школа №160

 

администрация / школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / английский язык /учителя / учащиеся / в начало

 

Алексеева С.А.

Возможности современной школы, или «Копай отсюда и до вечера»

 

 

Пётр I провёл демонстративные реформы…

Из школьных ответов

 

Современная школа – миф и реальность, идеальные (от слова «идея», а не «идеал») проекты и реальные воплощения, бесконечные реформы и…

Обращаясь к вопросам возможностей современной школы, необходимо делать различия между тем, что школа может запланировать, исходя из предоставляемых возможностей, и что школа реально может осуществить, будучи подотчётной буквально всем органам власти. Рассуждения о возможностях современной школы можно строить в нескольких направлениях: возможности школы в области предоставления образовательных услуг, возможности школы в области реализации различных школьных проектов, возможности школы в области кадровой политики. Безусловно, все эти направления взаимосвязаны, однако, на мой взгляд, их необходимо различать.

В условиях постоянного реформирования системы образования в России, школа получила довольно большую свободу в отношении выбора образовательных стратегий и путей развития учреждения. Но постоянная незавершённость реформ, постоянные изменения в области законодательства приводят к тому, что школа, находясь практически в самом низу подотчётных учреждений Минобрнауки, постоянно оказывается в ситуации приспособления к требованиям вышестоящих организаций. Таким образом, с одной стороны школа имеет сейчас достаточную свободу действий, но за каждый сделанный шаг отчитывается во всевозможные организации, что не может не тормозить развитие образовательного учреждения и не ставить под сомнение успешную реализацию запланированного. Широкие возможности современной школы не ограничиваются областью выбора образовательных программ и учебных пособий, находясь на самофинансировании, школа имеет возможности самостоятельно планировать освоение средств в своих интересах, интересах учащихся и преподавательского состава. С другой стороны, во многих «обычных» городских школах средства для подобного освоения настолько малы, что ни о каких мало-мальски длительных или требующих капиталовложений проектах просто не может идти речи. Говоря же о том, что школа должна работать над привлечением учащихся, ведь деньги в школу «приходят» с детьми, можно обратить внимание на возникающий замкнутый круг, ибо привлечь родителей школа в первую очередь может определёнными внешними факторами, на реализацию которых как раз и нужны средства, которые «приходят» с учениками…

Наконец, возможности школы в области кадровой политики. Сейчас много внимания уделяется повышению квалификации преподавательского состава, приветствуется корпоративное обучение сотрудников ОУ, тематические лекции и семинары организовываются с завидной регулярностью. И всё это для того, чтобы школа имела возможность внедрять новейшие технологии в области образования, осуществлять переход на качественно новый уровень работы в сфере образования. Но, к сожалению, многие усилия администраций школ, научно-методических центров и других учреждений, связанных с организацией повышения квалификации педагогических кадров, упираются в буквально открытое сопротивление со стороны педагогов, которые либо отказываются посещать всевозможные курсы, мотивируя это большой нагрузкой или чем-либо ещё, или проявляют демонстративную незаинтересованность в инновациях. С другой стороны, необходимо отметить, что и многие курсы повышения квалификации не отличаются разнообразием подачи материала, да и самим материалом. Можно выделить проблемные семинары и курсы, которые действительно заинтересовывают слушателей, тогда как обязательные годичные курсы подчас оказываются фактическим повторением материала из «пятилетки в пятилетку» и не представляют для педагогов со стажем никакого интереса.

Подводя итог такому краткому аналитическому обзору, хотелось бы сказать о том, что школьное образование – это такой процесс, качество которого аукнется обществу не через год или два, а через пять-десять лет. Поэтому, начиная говорить о возможностях современной школы, нужно смотреть в первую очередь не только на то, как организовать процесс сейчас, но и подвергнуть пристальному анализу все возможные последствия внедряемых изменений.

 

Из материалов научно-практической конференции

"Школы возможностей и возможности школы"

СПб, 2008

Hosted by uCoz