Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка

Россия, Санкт-Петербург

 

ГОУ средняя школа №160

 

школа от А до Я / родителям будущих первоклассников / администрация /английский язык /учителя / учащиеся /в начало

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА -

ГАРАНТ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА

 

Выступление на научно-практической конференции «Образовательная модель «Начальная школа XXI века»: реализация государственных стандартов и развитие личности младшего школьника»

2004г.

 

Учитель начальных классов

Усенко Е.В.

 

Проект «Начальная школа XXI века» - это прежде всего результат многолетних исследований, обобщений большого творческого коллектива.

Сам принцип индивидуализации, который заложен в данной программе, не нов. Ещё Песталоцци предостерегал педагогов от попытки «стричь всех детей под одну гребёнку». Педагогика всегда провозглашала необходимость индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных особенностей, склонностей и др.

Однако, подходы к этому очень разные.

Одна точка зрения – это вариант, который предполагает, что каждый ребёнок уникален, а значит, неповторимо и его воспитание. И каждому ребёнку нужна своя индивидуальная программа развития. На практике это реализовать очень сложно. Варианты полного индивидуального обучения существуют, но, конечно, они не подходят для массовой школы.

Доступным остаётся второй вариант, в котором пропагандируется всеобщее равенство и единообразие к разным детям и индивидуализация только для отдельных групп учащихся (с различными нарушениями в развитии, с отставанием в обучении или одарёнными).

Необходимость индивидуализации с учётом условий работы в достаточно больших классах несомненна. Особенно остро это ощущается в период адаптации детей к школе и первые 2-3 года.

Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации.

Что же такое индивидуальное развитие, и какие конкретные качественные изменения у ребёнка можно прогнозировать и обеспечивать?

Л.С. Выготский писал: «Развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это действительно так. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»…

Но обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, не всегда даёт развивающий эффект.

Программа «Начальная школа XXI века», заявляя целью индивидуальное развитие ребёнка, подводит конкретную базу к понятию «развитие» и строит весь свой материал (по всем предметам, что очень важно) так, что развитие не только провозглашается, но и прогнозируется.

Какие же качественные изменения индивидуума предполагаются в данной программе и чем это обеспечивается?

 

Развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебных задач.

 

Эта линия прослеживается с 1-го класса до 4-го. Это один из наиболее положительных моментов, который отмечаются все работавшие по данной программе учителя. Нельзя, просто опираясь на память ребёнка, выдавать огромный объём материала. Академик Александр Минц отмечал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Программа «Начальная школа XXI века» предполагает большое количество нестандартных заданий, постоянные трудности, опережающий материал. В каждом предмете содержится большое количество таких трудностей, которые заставляют мозг ученика мобилизовать свои возможности.

Такие задания часто встречаются при изучении, закреплении и повторении материала, заставляют учащихся думать, искать ответы. Дети сначала неохотно выполняли данные задания, делали их не до конца, под руководством учителя (1-2 класс), но постепенно интерес стал проявляться, возросла доля самостоятельности, ребята уже сами напоминали о таких заданиях, возвращались к ним самостоятельно. А самое главное – они не боялись необычных ситуаций, не боялись высказываться.

Сами задания урока авторы программы часто формулируют нестандартно, что повышает интерес к отдельным темам. Помимо стандартных заданий с нестандартной формулировкой, предлагаются такие виды работы, как, например, написание рецензий на прочитанное, а полученные знания ложатся на новые жизненные ситуации. Таким образом – ребёнок учится применять свои знания, выходить из нестандартных ситуаций.

 

Индивидуальное развитие – это сформированное умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи.

 

Ученику фактически передана роль организатора своей деятельности. Он должен сам добывать знания. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск события. Уроки, как правило, начинаются с проблемной ситуации.

Ребёнок учится обосновывать, защищать своё мнение. Учитель, одноклассники могут быть как союзниками, так и оппонентами.

Возможность самостоятельности в изучении материала предполагается и в домашнем задании. Сами задания построены не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Задания «со звёздочкой» выполняются по желанию. И это желание у учеников возникает, т.к. оно опирается на стремление к самоутверждению, к испытанию собственных возможностей. А добровольность и доверительность отношений между учителем и учеником помогает формировать познавательные интересы.

 

Индивидуальное развитие – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки, самостоятельность в оценке процесса и результат.

 

Начало урока – возникшая проблема, приводит к барьеру, к паузе, где учащийся стоит перед личным незнанием. Это препятствие практического действия – «я осознаю личную проблему». После изучения материала, после выполнения заданий – многочисленные тренировочные упражнения по поиску ошибок – сначала чужих, потом своих. Детям очень нравится такой вид упражнений (русский язык). Это учит так же оценивать свою деятельность.

В программе предусмотрена также возможность и даже необходимость взаимопомощи, развитию умения корректно высказывать своё мнение – важное коммуникативное умение!

В заключении необходимо отметить, что увидеть, зафиксировать происходящие изменения в индивидуальном развитии ребёнка помогает на протяжении всех четырёх лет система педагогической диагностики. Учитель всегда готов скорректировать свою и детскую работу.

Итак, обучение по программе «Начальная школа XXI века» не только провозглашает, но и обеспечивает индивидуализацию учебного процесса. Уровень обученности и общеучебных умений и навыков отличает наших учеников с лучшей стороны. Я думаю, что и мы, учителя, тоже получили много положительного знания, работая по этой программе.

Конечно, при апробации не обошлось без проблем. Во-первых, проблема времени, во-вторых, интегрированный курс и математика. Все наши методические наработки и замечания мы обобщили, зафиксировали и передали авторам. И сейчас мы благодарим их за колоссальный труд, за творческую активность и всестороннюю поддержку, которую они оказывали нам все четыре года.

Hosted by uCoz